|
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.
Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звука - извлечения в них зачастую различны.
Общепринятая научная классификация музыкальных инструментов:
Струнные щипковые
Струнные смычковые
Медные духовые инструменты
Язычковые духовые инструменты
Деревянные духовые инструменты
Ударные инструменты
Клавишные духовые инструменты
Клавишные струнные инструменты
Электромузыкальные инструменты
Язычковые духовые инструменты
Струнные щипковые
К струнным щипковым относятся арфа, гитара, балалайка, домра, гусли и подобные им.
Арфа . Щипковый струнный музыкальный инструмент. Он имеет форму треугольника, который состоит: во-первых, из резонансного корпуса-ящика длиною приблизительно в 1 метр, расширяющегося книзу; прежняя его форма была четырехугольная, нынешняя же — закругленная с одной стороны
Гитара Струнно-щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространенных в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а так же как сольный классический инструмент
Балалайка
Русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной (в XVIII—XIX веках также овальной) деревянной (600—700 мм длиной) декой.
Струнные смычковые
Струнные смычковые представляют скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Скрипка. Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Альт
Внешне альт выглядит практически так же, как скрипка, только немного крупнее и массивнее. Но звучание его абсолютно не похоже на скрипку: оно значительно глуше, как бы «внутрь себя», слабее резонирует, даже «гнусавит».
Виолончель
Строй такой же, как и у альта, но только октавой ниже. Звуковой объём его очень большой, в три с половиною октавы. Партия пишется в ключе fa, а для высоких нот — в теноровом ключе и в ключе sol.
Контрабас.
Из-за большой мензуры имеет наибольшее количество обертонов. Редко солирующий инструмент, используется в основном в качестве оркестрового (ансамблевого).
Медные духовые инструменты
К медным духовым инструментам относятся труба, тромбон, валторна, туба
труба
Современная труба по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн: та же свернутая овалом трубка, которая, расширяясь на конце, образует раструб. Но в отличие от натурального, то есть, на котором можно извлекать звуки только натурального обертонового звукоряда.
Валторна
Современный внешний вид валторна приобрела в 1815 году, когда длинная труба была скручена в несколько витков; тогда же у инструмента появились три клапана. При помощи этих клапанов валторнист может взять любую ноту диапазона от contra H до F во второй октаве.
Язычковые духовые инструменты
К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон, баян, гармонь
Губная гармоника
Очень распространённый язычковый музыкальный инструмент. В России его также называют гармошкой, гармонью (что не верно, потому что гармонь — это другой инструмент). Также её называют харпом (harp — так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp — это арфа. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.
Губная гармоника чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фольк., блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, зурна.
Баян
Баян, известен за рубежом как «кнопочный аккордеон», что не совсем верно: это разные инструменты. Баян, удобен для исполнения танцевальных мелодий (вместе с другими инструментами он создаёт характерный насыщенный звук), в то время как аккордеон — мелодический, ведущий инструмент.
Гармонь
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть и другие данные.
Деревянные духовые инструменты
К деревянным духовым инструментам относятся флейта, кларнет, гобой, фагот и примкнувший к ним саксофон (притом, что сам он металлический, язычки в нём деревянные).
Флейта
В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.
Кларнет
Духовой деревянный инструмент с клапанами, имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, имеющий форму усеченного цилиндра, с пластинкой или язычком (anche).
Кларнет развился в начале XVIII столетия из старинной французской свирели — chalumeau, благодаря трудам Христофора Деннера в Нюрнберге, и получил свое название вследствие сходства высоких звуков со звуками маленькой трубы (clarinetto).
В группе духовых деревянных инструментов кларнет — самый совершенный по чистой, выразительной звучности и техническому устройству. Сопрановые кларнеты бывают разных строев. Кларнет в C — первоначальный и самый старинный. Его партия звучит, как пишется — в скрипичном ключе. Ноты нижнего регистра полновесны и мрачны, среднего — тусклы, слабы, высокого — блестящи, благородны, высшего — пронзительны.
В кларнете в строе B объём тот же, но ноты звучат на большую секунду ниже писаных нот партии, самая же партия пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на большую секунду выше от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия кларнета пишется в D-dur.
Кларнет в строе A звучит на малую терцию ниже писаных нот; партия кларнета пишется в скрипичном ключе и в тональности, отстоящей на малую терцию вверх от тональности пьесы; например, если пьеса в C-dur, то партия кларнета пишется в Es-dur.
Чем меньше хроматических знаков в ключе партии кларнета, тем легче играть; поэтому кларнет in B применяется в пьесах с бемолями, кларнет in A — в пьесах с диезами. Кларнет in B — наиболее употребительный; по тембру он чище, благороднее кларнета in C. Кларнет in A по тембру мягче предыдущих кларентов; характер звука нежный, элегичный.
Гобой
Гобой — деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д'амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Богатый, напряженный тембр гобоя способствовал его большой популярности на протяжении более чем 250 лет.
Внешний вид инструмента
Современный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей и обычно изготавливается из африканского чёрного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса. Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Нижний звук извлекается, когда колеблется воздушный столб максимально возможной длины, т. е. воздух, заполняющий трубку по всей длине. Длина столба регулируется рядом просверленных в трубке боковых отверстий, которые исполнитель открывает и закрывает непосредственно пальцами или с помощью системы клапанов. Когда эти клапаны один за другим открываются, столб воздуха укорачивается и звук повышается. Полный диапазон инструмента — от си-бемоль малой октавы до ля третьей октав
фагот
Источник звука — вибрирующий язычок.
Фагот (англ. Bassoon, итал. Fagotto или Bassone, фр. Basson, нем. Fagott) — духовой деревянный инструмент, басовой гобой, длинная трубка которого согнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название «фагот» (фр. fagot — связка, пучок). От верхней части инструмента идёт тонкая металлическая трубочка в виде буквы S, к концу которой прикреплён двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя.
Фагот изобретён в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI века инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, фагот получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом.
Фагот имеет важное значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Партия фагота пишется в басовом ключе для низких и средних звуков и в теноровом для высоких. Ноты звучат, как пишутся. Объём — от contra В до Es вo второй октаве. Лучшие регистры — низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника фагота схожа с техникой гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. В оркестре пишут две партии фагота на одной системе. Фагот весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко применяется для небольшого соло.
Саксофон
Изобретён Адольфом Саксом. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой параболическую трубку с клювообразным мундштуком и одинарной тростью.
Ударные инструменты
- С неопределенной высотой звучания, среди них:
- Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр.
- Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки, флексатон и т. д.
- С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др.
- Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты, предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.
Клавишные духовые инструменты
К клавишным духовым инструмента относятся орган, фисгармония, челеста.
Орган
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место между всеми инструментами и иногда называется «царём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.
Клавишные струнные инструменты
Струнный клавишный инструмент — всем известное фортепиано, существующее в горизонтальной (рояль) и вертикальной (пианино) разновидностях.
Фортепиано
Фортепиано (тж. фортепьяно) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
Электромузыкальные инструменты
Развитие электроники в начале XX века повлекло за собой возникновение электромузыкальных инструментов; первый из них (терменвокс) был создан в 1917 году. Современные синтезаторы звука имитируют звучание всех известных музыкальных инструментов, а, кроме того, и всевозможных шумов (например, пение птиц, раскаты грома, звук проходящего поезда и т. д.).
Чаще всего синтезаторы оснащены клавиатурой фортепианного типа.
Синтезатор
Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук с помощью электрического генератора звуковых волн (осциллятора). Желаемое звучание достигается изменением непосредственно электронного сигнала (в аналоговых синтезаторах), или же путём настройки свойств звука компьютером (в цифровых синтезаторах). В настоящее время на практике применяются почти исключительно цифровые синтезаторы.
Аналоговый синтез звука
Для управления спектральными и динамическими характеристиками генерируемого сигнала используются дополнительные блоки — фильтр и усилитель. В упрощённом виде схема работы синтезатора (FM) выглядит следующим образом: генератор частоты тона (осциллятор) генерирует звуковую волну определенной формы (синусоида, пила, квадрат, пульс, шум и т. д.), затем эта волна проходит через блок фильтра, в котором исходный сигнал обогащается гармониками и, наконец, на последней стадии сигнал проходит блок усилителя, приобретая определённую динамическую форму. Параметры блоков управляются т. н. огибающими. Огибающая придает сигналу (высоте тона, параметру фильтра, громкости) определенную форму во времени. Как правило, она определяется четырьмя параметрами: временем атаки (attack), временем частичного спада (decay), уровнем удержания (sustain), временем затухания (release).
Кроме того, параметры осциллятора и фильтра могут быть промоделированы низкочастотным сигналом, который генерируется низкочастотным генератором (LFO). Такая модуляция вносит в сигнал оживление, делает его более натуральным и естественным для человеческого слуха (вибрато, тремоло амплитудное и частотное).
| |